Лучшие фильмы
о Великой Отечественной Войне
Рассказывает
Николай Богомолов (1950-2020)
Николай Алексеевич Богомолов
Доктор филологических наук, заведующий кафедрой литературно-художественной критики и публицистики факультета журналистики МГУ
О военных фильмах
Советует посмотреть
1. «Белорусский вокзал» — СССР 1971г.
реж. Андрей Смирнов
2. «Июльский дождь» — СССР 1966г.
реж. Марлен Хуциев
БЕЛОРУССКИЙ ВОКЗАЛ
ВЫШЕЛ В ПРОКАТ:
5 апреля 1971 г.
РЕЖИССЁР ФИЛЬМА:
Андрей Смирнов
СЦЕНАРИЙ:
Вадим Трунин
АКТЁРЫ:
Алексей Глазырин, Евгений Леонов, Анатолий Папанов, Всеволод Сафонов, Нина Ургант, Раиса Куркина, Любовь Соколова и другие.
НАГРАДЫ:
1971г. — фильм был удостоен Главной премии на I Фестивале современной кинематографии в Карловых Варах.
СЮЖЕТ
Четверо друзей-фронтовиков: директор завода и бывший командир роты Виктор Харламов (актер Алексей Глазырин), фронтовой разведчик, а ныне слесарь Иван Приходько (актер Евгений Леонов), бухгалтер и бывший радист Николай Дубинский (актер Анатолий Папанов), и бывший сапёр, а ныне журналист Алексей Кирюшин (актер Всеволод Сафонов) встречаются через 25 лет после окончания войны. Повод не самый радостный - похороны однополчанина. Друзья решают его помянуть. Пока они ходят по городу, они сталкиваются с реальностью Москвы начала 70-х, с обыденностью той мирной жизни, за которую они воевали. И эта реальность очень разная, не всегда достойная. Герои даже в какой-то момент снова чувствуют себя как на фронте.

"ВДРУГ ПОЧУВСТВОВАЛ СЕБЯ НА ФРОНТЕ..."
ФРАГМЕНТ ФИЛЬМА (НАЖМИТЕ)


В конце фильма герои собираются в маленькой квартирке у бывшей батальонной медсестры Раи (актриса Нина Ургант). Она их моет, переодевает, кормит, они вспоминают прошлое, она поет под гитару их «батальонную» песню, про «десятый наш десантный батальон». Мужчины плачут. А вместе с ними плачут и все, кто это смотрит… Хотя в фильме нет ни одного военного эпизода, кроме хроники в конце. Но все всё понимают… Что это фильм о тех, кто прошел войну, о памяти и уважении, о человеческих качествах, о победе, которая для многих была одна на всех, и за которую заплатили очень высокую цену…
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
Упоминания Белорусского вокзала нет до последней минуты фильма. Хотя название картины символично. С Белорусского вокзала поезда уходили на фронт, и, когда войска возвращались с фронта, эшелоны прибывали туда же. И для героев Белорусский вокзал — место особенное. Показанная в конце фильма хроника снята именно там. Изначально фильм должен был быть другим: от сценария до актёрского состава и даже цвета пленки. История его производства очень непростая.

Однажды режиссёр Андрей Смирнов узнал, что Вадим Трунин написал сценарий о том, как четверо фронтовых друзей встречаются через много лет на похоронах своего командира. Они целый день с большими приключениями пытаются его помянуть. Смирнов разыскал Трунина в Таджикистане, и они вместе стали выбивать разрешение на работу.
«Я сидел в глубокой безработице, а тут такой сценарий... Он вызывал большие сомнения. И даже мой отец, прочтя сценарий, сказал, что «он такой грустный, что можно подумать, что мы эту войну проиграли». Но потом он изменил свое мнение».

Андрей Смирнов, режиссёр
Сценарий вроде приняли, а вот режиссёру — Андрею Смирнову — категорически отказали. Он снимал «неправильные фильмы». Поэтому сценарий «Вокзала» сначала предложили Ларисе Шепитько, которая от него отказалась, а потом Марку Осипяну, который тоже не захотел снимать этот фильм. Тогда Смирнов с Труниным без всякой заявки начали дорабатывать сценарий и продумывать план съемок. И только через год, после вмешательства Михаила Ромма, картину запустили в производство на «Мосфильме».
Кадр из фильма «Белорусский вокзал»
Но тут перестал устраивать сценарий. Съёмки останавливали четыре раза и обсуждали на парткомах и худсоветах разного уровня. Изначально в сценарии была прописана иная история: друзья встречаются на похоронах, поминают товарища в ресторане. К ним цепляется подвыпившая компания молодых людей. Завязывается драка, друзья побеждают хамов, но оказываются в милиции. Вспомнив, что они десантники, герои освобождаются, скрутив охрану. А драматургия строится на конфликте поколений. Такой поворот начальство расценило как клевету на советскую действительность и запретило бить милицию в кадре. В результате появилась история с газовой аварией.

В другой раз картину чуть не закрыли, посчитав, что герои-победители выглядят неприкаянными. Авторов обвиняли в том, что они снимают клеветническое, упадническое кино: «Создается такое впечатление, что друзья не победители в войне, а проигравшие» — было написано в резолюции. И опять «Белорусский вокзал» отстоял Михаил Ромм.

Виктор Харламов, Николай Дубинский, Иван Приходько и Алексей Кирюшин
Дальше — больше. Практически целиком был переснят эпизод, в котором медсестра Рая моет своих гостей. В первоначальном варианте перепачканные друзья остаются в одних трусах, умываются и в них же выходят в комнату, потому что не стесняются ни друг друга, ни тем более своей родной медсестры, которая не раз спасала им жизнь. Но худсовет назвал эту сцену позором, и в результате в кадре появляются лишь голые спины, а из ванной герои уже выходят полностью одетыми.

И из-за квартиры Раи режиссёр и оператор получили выговор и были оштрафованы на треть оклада. Смирнов и Лебешев (оператор) заставили переделать отстроенные декорации квартиры, которые выглядели царскими хоромами. И попросили создать жилье медсестры — скромное и чистенькое, то есть более приближенное к реальной жизни. А это не очень вписывалось в экранный образ жизни героя-победителя.

Цензоры придирались даже к погоде: солнечные сцены в фильме должны были превышать количество сцен с дождем.
Медсестра Рая (актриса Нина Ургант)
Актёрский состав тоже подбирался непросто. С самого начала Андрей Смирнов и Вадим Трунин были убеждены, что сниматься в картине должны известные актёры. Роль Евгения Леонова была написана специально для него. А уже в результате проб были утверждены все остальные актёры. Хотя вместо Глазырина, Леонова и Папанова в фильме могли сниматься Ульянов, Рыбников и Смоктуновский. На роль медсестры Раи в числе других пробовалась Ия Саввина. Но когда Саввина оказалась рядом с Папановым, Глазыриным, Леоновым, Сафоновым, то не смогла себя представить однополчанкой людей этого поколения. И посоветовала попробовать Нину Ургант. Ургант была органична, но за неё Андрею Смирнову пришлось побороться, так как тогдашнему министру культуры Екатерине Фурцевой очень хотелось увидеть на её месте Инну Макарову. Прошёл год, был снят весь фильм, кроме сцен с медсестрой, а актрису всё никак не утверждали. Режиссёр психанул и отказался от работы над картиной. Руководство «Мосфильма» еще раз попыталось надавить на строптивого Смирнова, но в результате сдалось и утвердило Ургант. Исполнители главных ролей сдружились и общались даже после «Белорусского вокзала».

Кадр из фильма «Белорусский вокзал»
Несмотря на то что ребят уже нет в живых, я чувствую, что они по-прежнему рядом со мной. Мальчики оберегают меня. А я часто захожу в Никольский храм и ставлю свечки за их упокой и разговариваю с ними.
Нина Ургант, актриса
Николай Дубинский, Виктор Харламов, Алексей Кирюшин и Иван Приходько
Да и «внешний вид» картины должен был быть другим.
Белорусский вокзал» изначально задумывался как узкоформатная черно-белая лента. В результате нам поставили задачу делать широкий формат и цвет. И выделили чудовищного качества пленку! Некоторые сцены приходилось переснимать по 5-6 раз. А ведь артиста уже в третий раз не заставишь играть так, как в первый. Поэтому для меня этот фильм — в первую очередь боль.
Андрей Смирнов, режиссёр
ПЕСНЯ К ФИЛЬМУ
Песня «Нам нужна одна победа» тоже должна была звучать иначе. Основную идею фильма создатели хотели выразить именно песней, но, уже отсняв половину картины, так и не нашли подходящую. Обратились к Булату Окуджаве.
Ко мне обратился режиссёр Андрей Смирнов и попросил написать песню для его фильма. Мне хотелось выполнить его просьбу, и я стал пробовать. Далеко не сразу, но у меня появилась первая строчка: «Здесь птицы не поют, деревья не растут...». Появилась и мелодия. Её я не собирался предлагать, я знал, что над музыкой к фильму работает замечательный композитор Альфред Шнитке. Но под эту мелодию мне было легче сочинять. Я приехал на студию. Был Смирнов, был Шнитке и ещё несколько человек из съёмочной группы. И стоял в комнате рояль. Я говорю: «Вы знаете, у меня вместе со стихами родилась мелодия. Я вам ее не предлагаю, но мне как-то легче под нее вам эти стихи исполнять». Очень робея и конфузясь перед Шнитке, я стал одним пальцем тыкать по клавишам рояля и дрожащим от волнения голосом петь. Пою, а они сидят все такие мрачные, замкнутые… Еле-еле допел до конца, говорил: «Ну, музыка, конечно, не получилась, но слова, может быть, можно...» Смирнов говорит: «Да, конечно, не получилась...». И вдруг Шнитке встает: «А, по-моему, даже очень получилась, спойте-ка еще раз». И тогда я, ободрённый неожиданной похвалой, ударил по клавишам и запел уже смелее. И все стали подпевать, и когда допели, то оказалось, что песня всем понравилась.
Булат Окуджава, поэт и композитор
Потом Шнитке сделал маршевую аранжировку песни — ту самую, которую оркестр каждый год исполняет на Параде Победы.

Однажды Ургант репетировала песню, как ей казалась, совсем одна и вдруг увидела, что рядом стоят актёры, все четверо, и плачут – по-настоящему, а не по роли. Следом расплакалась и сама Нина Николаевна. Это увидел Смирнов и дал указание: на камеру плакать должны только мужчины, так страшнее. В единственном дубле Ургант удалось исполнить песню без слёз. Когда кадр отсняли, звукооператор потихоньку вышел из студии с кассетой в руках. «Ну всё, пошла в жизнь», — сказал тогда Лебешев. Без песни о простых русских парнях, перед которыми бессилен даже смертельный огонь, с тех пор не обходится ни один праздник Великой Победы.
Для этой картины было очень важно, чтобы в конце появилась женщина, которая излучает свет... Актёры, которые снимались в этом фильме — они стоят на уровне сценария. Режиссура и изображение в этой картине не отвечают тому уровню, на котором был сделан сценарий и играют артисты.
Андрей Смирнов, режиссёр
СУДЬБА ФИЛЬМА
То, что удалось снять «Белорусский вокзал», сам режиссёр называет чудом, предначертанным судьбой. Фильму пророчили «полку», но всё-таки пустили на экраны — после того как его одобрил один из членов политбюро. И хотя зрители приняли картину неоднозначно: кто-то считал фильм светлым, добрым шедевром, кто-то — депрессивным, тяжелым и сложным для понимания. Картина стала одной из самых любимых в нашей стране.

О том, что она значила, свидетельствует один эпизод. Через много лет после премьеры, уже во времена перестройки, машину Нины Ургант на светофоре остановили два здоровенных бритоголовых бугая. Ночь, вокруг никого — Нина Николаевна испугалась не на шутку, а качки, разглядев в окно, кто за рулем, упали на колени: «Спасибо вам за Победу и за «Белорусский вокзал». Актриса понимала, что благодарят не её (когда началась война, Нине было всего двенадцать), а медсестру Раю, которую она с блеском сыграла в фильме.

Анатолий Папанов и Евгений Леонов на съёмках фильма «Белорусский вокзал»
Нам с оператором и художником было по 28 лет. Сценаристу — 32. Вполне взрослые мужики. Наши отцы прошли войну. Мы знали, о чём рассказывали. Весь этот материал был мне хорошо знаком. Я видел этих людей, в частности участников обороны Бреста. Отец их очень долго разыскивал, практически из небытия возвращал к жизни. (Андрей Смирнов — сын Сергея Смирнова — писателя и журналиста, посвятившего жизнь поиску героев Брестской крепости). Многие из них после гитлеровского плена сидели еще и в советских лагерях. Усилиями моего отца страна о них узнавала, их реабилитировали, давали квартиры, пенсии. Всё это происходило на моих глазах, когда я был ещё подростком... Поэтому рассказ (по которому был снят фильм) сразу всколыхнул воспоминание об этих людях. Я думаю, что на этой почве этот фильм и вырос.
Андрей Смирнов, режиссёр